Как для развития мышц требуются постоянные упражнения,
так и для развития бизнеса
необходимо постоянно совершенствовать свои навыки.
Ваша корзина пуста

Психотипы сотрудников


Прежде чем говорить о мотивации сотрудников, давайте поговорим о личностных качествах каждого человека и разберём психотипы сотрудников. Это крайне важно, потому как на своей практике вы наверняка уже поняли, что мотивация для всех - не работает. К каждому сотруднику нужен свой подход, каждый ваш сотрудник нуждается в особенном отношении.

На первый взгляд кажется, что тема мотивации и изучения психологии людей сложна. А применять её в работе крайне трудоёмко. Ну конечно же! Ведь вы должны подбирать ключики к каждому конкретному человеку, только так сможете понять, как на него воздействовать. Безусловно, это требует времени и усилий, но поверьте, как только вы научитесь это делать, процесс управления станет простым и понятным.

Предлагаю начать с понимания психотипов сотрудников.

В правом верхнем углу находится психологический тип, который объединяет в себе качества уверенного и открытого психотипа. Этот тип личности, объединяющий в себе уверенность и открытость, в деловом поведении называется целеустремленным.

Его особенности:

□ отношение ко времени – ценит;

□ принимает решения – быстро;

□ основная потребность – престиж;

□ фраза-"открывашка" – "Обычно мы так не делаем, но для вас…";

□ ориентируется – на лучшее.

Такие сотрудники любят контролировать ситуацию, определять порядок, говорят всем, что делать. Они часто берут на себя инициативу, устанавливают регламент и роли. Говорят, что они делают это, стараясь предотвратить влияние со стороны, как бы демонстрируя всем своим поведением: "Если здесь и есть лидер, то это я!" Это относится и к мужчинам, и к женщинам. Целеустремленный тип личности особенно трепетно относится ко времени, он его очень ценит (особенно если время его).

Для целеустремленного психотипа характерно быстрое принятие решений, он не любит тянуть с ответом и старается четко следовать достигнутым договоренностям. Для него это вопрос чести и верности слову. При этом целеустремленный психотип будет всегда стремиться к доминированию и установлению правил игры.

Самое главное, что необходимо учесть в управлении  целеустремленным психотипом, – это, конечно, умение грамотно подчеркнуть его исключительность, не обижая себя. Эксклюзивное отношение, даже выраженное простой фразой-"открывашкой", станет ключом в мотивации и взаимодействии.

Что такое фразы-"открывашки"? Это прием, который содержит в себе понимание того, какую фразу нужно сказать тому или иному сотруднику, чтобы он приступил к выполнению ваших желаний.

С целеустремленным психотипом возможна такая фраза-"открывашка". После продолжительной демонстрации "орденов и медалей", когда дело доходит до разговора о получении особых условий (целеустремленные торгуются из спортивного интереса, проверяя собственную способность добиваться своего), скрепя сердце, после ряда контраргументов вы можете сказать: "Обычно мы так не делаем, но для вас…" и немножко пойти на поводу у сотрудника. Сама фраза "Обычно мы так не делаем" подчеркивает исключительность, эксклюзивность условий, которых добился ваш целеустремленный собеседник. 

Следующий психотип- аналитический.

Аналитический тип

Его особенности:

□ отношение ко времени – спокойное;

□ принимает решения – взвешенно;

□ основная потребность – выгода;

□ фраза-"открывашка" – "Это предложение является оптимальным, поскольку дает вам: а) экономию на…; б) возможность заработка на…; в) страхует от…";

□ ориентируется – на оптимальное.

Аналитический психотип личности в нашей типологии располагается в левом верхнем углу и это означает, что такие люди являются одновременно уверенными и замкнутыми.

Аналитический психотип спокойно относится ко времени. Он не торопится принимать решение и делает это взвешенно и обдуманно, руководствуясь четкими фактами и аргументами, примерами и цифрами, на основании которых он старается делать обоснованный и оптимальный выбор, не лучший из лучших, а именно оптимальный. Ключевым ориентиром для аналитика является выгода. Он руководствуется выгодой всегда и во всем. На тренингах для руководителей я часто привожу пример поведения аналитика в торге с руководством. Если аналитик должен получить один день отгула за сверхурочную работу, то он будет просить два дня, ссылаясь на сложность работы и якобы задержку на ней свыше установленного лимита.

Ему человеку, являющему собой аналитический психотип, необходимо купить что-то нужное, например из одежды или бытовой техники, он, даже найдя то, что ему подойдет сразу, никогда не совершит покупку в тот же момент даже при наличии денег. Он обязательно посетит два-три места аналогичного профиля, чтобы удостовериться, что в первом магазине был наилучший вариант. И принятие решений может часто задерживаться именно потому, что аналитик сравнивает варианты или просчитывает выгоду.

Гармонический тип

Его особенности:

□ отношение ко времени – неторопливое;

□ принимает решения – старается не принимать решений;

□ основная потребность – безопасность;

□ фраза-"открывашка" – "Мы вас не бросим, поможем во всех ключевых вопросах…";

□ ориентируется – на гарантированное, надежное.

Этот тип находится в левом нижнем углу схемы. В нижнем, потому что неуверен, а в левом, потом, что закрыт в межличностном взаимодействии. Такие люди редко принимают решение самостоятельно. Они стремятся разделить ответственность с начальством и с коллегами. Они никуда не торопятся и с удовольствием перенесут принятие решения на неопределенное время – или до возвращения босса, или до наступления холодов и т. д. Оказывать давление на них не имеет никакого смысла, такие сотрудники могут спрятаться «в улитку» и добиться от них чего-то стоящего не получится вовсе.

Ключевая потребность гармонического типа – это безопасность, и физическая и психологическая. Люди такого типа любят укрываться в своей раковине, делать механическую и рутинную работу, избегают конфликтов и всячески отгораживаются от возможного давления. Во взаимодействии с ними необходимо быть терпеливым и последовательным. Если вам нужно быстрое принятие решения с их стороны, следует посоветоваться с ними на предмет того, кто еще может помочь в решении вопроса. Иногда даже имеет смысл предложить поддержку во взаимодействии с его коллегами и т. д.

По этой причине фраза-"открывашка" в работе с гармоническим типом должна касаться его безопасности и уверенности, должна быть подтверждением гарантий со стороны других лиц, являть собой пример из опыта других, сходных по масштабу и целям компаний.

Поэтому нужно все время убеждать его в том, что вы ему обязательно поможете во всех ключевых вопросах. И речь именно о ключевых, а не вообще обо всех вопросах, поскольку необходимо, чтобы некоторая грань отношений все же существовала. Гармонический тип вообще не склонен злоупотреблять вашей заботой, но уверенность в вашей поддержке для него важна как ничто иное. Не цена, не престиж, ни в коем случае не эксклюзив (на него большой спрос и много внимания), нет. Только забота на каждом ключевом этапе сотрудничества.

Как-то так сложилось, что большинство наших рядовых сотрудников, представляют собой именно гармоничный психотип. А большинство руководителей относится к психотипу целеустремлённому. И так как эти психотипы находятся совершенно в разных полюсах, ужиться им становится сложно. Руководитель начинает требовать быстрых решений, а сотрудник «бежит» от него как от огня. В данном случае наберитесь терпения и постарайтесь методично использовать описанные выше приёмы.

Удостоверившись в вашей порядочности, такой сотрудник может долгие годы работать с вами, не завышая требований и не меняя условий, в отличие от следующего типа –эмоционального.

Эмоциональный тип

Его особенности:

□ отношение ко времени – делает вид, что ценит;

□ принимает решения – быстро и быстро их меняет;

□ основная потребность – комфорт;

□ фраза-"открывашка" – "Мы все берем на себя, вам нужно только…";

□ ориентируется – на новейшее, популярное.

Фраза-"открывашка" для эмоционального психотипа тесно связана с его ориентацией на комфорт. Если вы будете "грузить" его необходимостью заполнения горы документов или прохождения согласований, то, скорее всего, вызовете неприязнь. Единственное, ради чего эмоциональные готовы чуть напрячься, – это их собственный комфорт: "Для того чтобы не пришлось тратить время в следующий раз, я предлагаю заполнить все документы сегодня". Поэтому фраза-"открывашка" здесь представляет собой простую формулу: "Все, что вам нужно сделать, – это только… Все остальные вопросы мы возьмем на себя".

Вы совершите большую ошибку, если, неправильно определив психотип, используете фразу-"открывашку" для другого психотипа личности. Поэтому будьте внимательны, тем более что чистые психотипы встречаются довольно редко. Скорее всего, вы будете сталкиваться со смешанными психотипами:

□ аналитически-целеустремленным, у которого, выгода будет на первом месте, а престиж на втором;

□ эмоционально-целеустремленным, которые не захотят напрягаться, чтобы получить лавры победителя, но будут всем говорить, что им делать;

□ гармоническо-аналитическими, которые захотят очень безопасно и гарантированно, но "не высовываясь" и не подставляясь, зарабатывать хорошие деньги, и т. д.

Именно поэтому для того, чтобы стать успешным руководителем, нужно уметь распознавать все психотипы и их вариации. Необходимо также учесть, что система ценностей и приоритеты в ключевых потребностях со временем могут смещаться даже у ваших постоянных сотрудников, поэтому вряд ли можно общаться на разные темы с одним человеком по одному сценарию.

Кроме того, помните, что и вы сами относитесь к одному из описанных психотипов, а это значит, что Вам необходимо подстроиться под каждого сотрудника и не спутать роли!


Комментарии

Добавить комментарий





Сколько будет 6+2?



Проверить