Как для развития мышц требуются постоянные упражнения,
так и для развития бизнеса
необходимо постоянно совершенствовать свои навыки.
Ваша корзина пуста

Стратегия организации


Ни одна компания не существует бесцельно и хаотично. А если и существует, то задерживается на рынке недолго. Поэтому, прежде чем организовывать фирму и начинать производить продукты или оказывать услуги, будь то коммерческая или некоммерческая деятельность, надо определиться с общими целями, иметь представление о направленности будущей фирмы, иными словами, выработать СТРАТЕГИЮ

Стратегия - это образ действий, которого придерживается организация, преследуя свои долгосрочное цели. Она регулирует сбалансированность роли каждого подразделения и фирмы в целом, а также регулирует взаимодействие организации с внешним окружением. 

Подразделяется на три уровня:

1. Корпоративная стратегия (общая, для всей организации).

2. Бизнес-стратегия (для отдельного бизнеса и решения конкретной задачи).

3. Стратегия подразделений (операционная, стратегия для отделов организации).

Более подробно мы поговорим о первых двух видах стратегий и разберем их подвиды. 

КОРПОРАТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ

Стратегия устойчивого роста

Низкорисковая стратегия, подходящая для стабильного рынка. Каждый год одинаковый прогнозируемый рост прибыли; одинаковые продукты/услуги; расчеты на то, что если в прошлом году «всё получилось», то в этом году «всё так же получится», если придерживаться тех же методов работы. 

1. Стратегия концентрации

Фокусировка на одном или нескольких продуктах; чаще всего вызвана неравномерностью распределения спроса на рынке. Включает в себя три подхода:

- развитие рынка (увеличение доли на имеющемся рынке или захват новых);

- развитие продукта (добавление продуктов, связанных с основным);

- горизонтальная интеграция (добавление бизнесов, аналогичных имеющимся).

2. Вертикальная интеграция

Достаточно рискованное и практически необратимое объединения в одной фирме нескольких стадий производства, находящихся в управлении отдельных фирм:

- форвардная (например, нефтяная компания управляет заправками, завершающими ее технологическую линию);

- обратная (например, армия руководит заводами, производящими оборонную продукцию для нее). 

3. Диверсификация

Расширение ассортимента при появлении превосходящих финансовых ресурсов. Бывает, как связанная (новый продукт/услуга связан с рабочей областью), так и несвязанная (не имеющая очевидных связей).

Стратегия выхода

Стратегия получения остаточной прибыли. Основана на прекращении жизни компании или производства конкретного продукта/услуги, когда компанию готовят к продаже, ликвидации или реорганизации. Достигается за счет максимизации краткосрочной прибыли и сокращения инвестиций и затрат. 

Оборонительная стратегия

Используются чаще всего для преодоления кризиса в качестве краткосрочного решения. 

1. Поворот- временная мера по снижению эксплуатационных расходов (замена работников на низкооплачиваемых, лизинг вместо покупки и так далее);

2. Лишения прав- распродажа активов (часто происходит как следствие неудачной диверсификации);

3. Ликвидация –решение о продаже;

4. Банкротство - признанная государством неспособность должника ответить по своим обзяательствам;

5. Пленение - одна компания попадает под власть другой.

Так же часто можно встретить (особенно в ситуациях с приглашенными руководителями) комбинацию нескольких стратегий для увеличения эффективности. 

Бизнес- стратегии

1. Стратегия лидерства на основе низких издержек (дешевое производство);

2. Стратегия дифференциации или индивидуализации (отличие от продуктов конкурентов);

3. Стратегия наилучшей стоимости (дешевые цены на товары);

4. Стратегия концентрации на узком сегменте или нише рынка на основе низких издержек (см. п.1, только более целенаправленно);

5. Стратегия концентрации на узком сегменте или нише рынка на основе дифференциации (см. п.2, только более целенаправленно).

Существует четыре подхода к формированию стратегии:

1. Подход главного стратега (руководитель - "главный архитектор" стратегии; велик риск человеческого фактора);

2. Подход, связанный с делегированием полномочий другим (формированием занимается стратегическая группа; чаще используется для решения краткосрочных проблем);

3. Подход, связанный с сотрудничеством (симбиоз предыдущих двух пунктов, где стратегиювырабатывает руководитель и основные подчиненные);

4. Соревновательный подход (стратегия представляет собой сумму одобренных инициатив - победительниц в соревновании на лучшую стратегию). 

Но любое формирование стратегии не возымеет должного эффекта без грамотного СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ, которое основывается на человеческом потенциале и гибко подстраивается под современные изменения. 

Объектом такого управления является организация, а предметом - ее проблемы и их решения. По Томпсану и Стрикленду управление состоит из 5 этапов:

1. Определение сферы деятельности->2. Постановка стратегических задач->3. Формулирование стратегии- >4. Реализация стратегического плана ->5. Оценка результатов

Конечно, прежде чем оценивать результаты, нужно грамотно сформулировать и ранжировать все цели компании и ожидаемые результаты и способы их выражения. Это и есть СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. Существует несколько моделей такого планирования

1. Модель Гарвардской школы бизнеса

Основана на популярном SWOT-анализе, где процесс формирования стратегии представляет собой точку пересечения возможностей и угроз внешней среды и сильных и слабых сторон ресурсного потенциала:

- контролируемое формулирование стратегии;

- ответственность за формирование стратегии возложена на топ-менеджера;

- модель стратегии должна быть простая,ёмкая, лаконичная, но в то же время уникальная, разработанная для конкретного предприятия;

- имеет конечный результат - выбор наилучшего варианта стратегии;

- если соблюдены все предыдущие пункты, то стратегия реализуема. 

2. Модель Ансоффа

Схема, отличающаяся формализацией и "инженерным уклоном". И. Ансофф на каждом этапе разработки стратегии предлагает учитывать перечни факторов, каждый из которых упорядочен по приоритетности и имеет свой весовой коэффициент. Так же он видит необходимость обратной связи и интерактивности в процессе стратегического планирования. 

3. Модель Стейнера

Совмещает в себе две предыдущих модели, характеризуется всесторонним охватом и жесткой последовательностью. Так же в данной модели четко прослеживается взаимосвязь долгосрочного стратегического планирования, среднесрочного и тактического. 

Немаловажным действием при принятии и реализации стратегии являются СТРАТЕГИЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ. Обычно они имеют долгосрочное значение, затрагивают взаимодействие с внешней средой, отражают мнение руководства и серьезно воздействуют на ресурсы и оперативную деятельность компании.

Существует три категории решений (по Хиксону):

- сжатые (принимаются менеджерами среднего звена; не требуют продолжительных переговоров и большого числа участников);

- спорадические (привлечение экспертов и высшего руководства; необходимость неформальных взаимодействий);

- ускоренные (множество совещаний; политическая власть инициатора решения; малые временные затраты). 

Решения происходят в три этапа, связанных не только линейно, но и имеющих обратную связь (по Минтцбергу):

1. Осознание

2. Сбор информации

2. Окончательный выбор

Итоговый же выбор стратегии совершается на основании изучения всех альтернативных вариантов. Принятая стратегия оценивается по принципам соответствия потребностям, осуществимости и приемлемости для данной компании и данного рынка.

Как говорил Жан Пол Гети, искусство бизнеса имеет много общего с искусством генерала. Поэтому, как гласит военная история, кампанию и стратегию нужно разрабатывать заранее!

Еще ни один бой не был выигран без грамотной стратегии и тактики. И бизнес-победы требуют того же самого.

 


Комментарии

Добавить комментарий





Сколько будет 2+8?



Проверить