Как для развития мышц требуются постоянные упражнения,
так и для развития бизнеса
необходимо постоянно совершенствовать свои навыки.
Ваша корзина пуста

Виды организационных структур


Любое предприятие, будь то бизнес в сфере торговли или организация крупномасштабного производства – это сложная система со своими составляющими звеньями и законами их взаимодействия.  И одним из основоположников любого предприятия является организационная структура. То есть совокупность звеньев (структурных подразделении) и связей между ними. Именно об организационных структурах и пойдет речь в нашей статье.

Каждая компания имеет свою четкую или меняющуюся со временем структуру, которая зависит от многих факторов:

- организационно-правовая форма предприятия;

- сфера деятельности;

- масштабы предприятия;

-обеспеченность ресурсами, информационными технологиями и др.

Организационная структура – это не что иное, как вектор для развития и жизнедеятельности компании, который регулирует распределение задач по департаментам (подразделениям) и компетентность каждого этого звена.

Есть целая классификация видов организационных структур, но все они соответствуют основным принципам рациональности:

- упорядоченность;

- соответствие задач компетентности.

- распределение ответственности;

- баланс стабильности и гибкости;

- способность к самоорганизации.

Поговорим о каждом из видов подробнее.

МЕХАНИСТИЧЕКИЕ

Иное название – бюрократические. Это структуры с жестко упорядоченной организацией. Иерархия в виде управленческой пирамиды с большим числом горизонтальных подразделений. Системность. Формализация. Централизация. Делятся на линейные и дивизиональные.

ЛИНЕЙНЫЕ

Один из подвидов механистической структуры, присущий малым и средним компаниям, и характеризующийся единоличным руководством одного человека над своим подразделением по принципу «Я и остальные». Решения передаются сверху вниз, посредством одного шага. Никто внутри подразделения кроме руководителя не может отдавать распоряжения.  Из плюсов – простота и четкость схемы управления, прозрачность. Из минусов – высокая нагрузка на руководящее звено и, как следствие, великий риск влияния человеческого фактора; отсутствие вспомогательных служб.

1.Линейно-штабная

Разновидность линейной структуры для растущей компании, где появляется отдел "штабистов" - консультативного подразделения, разрабатывающего управленческие решения и взаимодействующего только с руководителем. В итоге - снижение нагрузки с единоличного руководства и воплощение принципа "одна голова хорошо, а две лучше". Но требуетсяувеличение сотрудников и появляется "непрозрачность" принятия решений. 

2. Функциональная

Структура по принципу департаменалидации - разделения организации на отдельные элементы со своими задачами. Традиционные функциональные блоки - производство, маркетинг, кадры, финансы итд. Такая структура стимулирует специализацию и координирование в функциональных областях. Но в то же время появляется зацикленность каждого отдела конкретно на своей задаче, снижение реакции на внешние изменения и конфликтность среди подразделений. 

3.Линейно-функциональная

Симбиоз предыдущих структур, в котором появляются функциональные службы на уровне руководства. Структура отличается высоким уровнем компетентности и простой системой управления. Но с затрудненным движением решений по вертикали власти. Отлично подходит для компаний с рутинной, стабильной, циклической деятельностью.

ДИВИЗИОНАЛЬНЫЕ

Прогрессивные структуры, к которым стали в XX веке переходить все крупнейшие западные компании. Характеризуется децентрализацией оперативного управления, жесткой системой финансового контроля и созданием подразделений с высоким уровнем хозяйственной самостоятельности. Им присуща высокая гибкость, быстрая реакция на изменения извне, ориентация на клиента. 

1. Продуктовая

При такой структуре полномочия по руководству производством и сбытом какой-либо продукции и услуг делегируются одному руководителю, который отвечает за свою линию и тип продукции, а все руководителивторичных функциональных служб обязаны перед ним отчитываться по его продукту. В итоге - контроль над затратами, быстрое реагирование на конкурентов, улучшение координации. 

2. Структура, ориентированная на потребителя

Название говорит само за себя. Цель структуры - полное удовлетворение спроса потребителя. Яркий пример такой структуры - коммерческие банки. 

3.Региональная

Структура с разделением дивизионов по территориальному признаку. В таком случае подразделения ориентируются и действуют в соответствии с местным законодательством, особенностями менталитета и традиций. Такая структура присуща большим транснациональным компаниям или же многим некоммерческим, например, МИД России.


АДАПТИВНЫЕ

Адаптивные (органические) структуры представляют собой антипод бюрократической системе и отличаются способностью быстро модифицироваться и подстраиваться под быстротекущее изменение внешней среды, технологий и так далее. В таких структурах общие интересы компании приоритетнее личных, а взаимодействие сотрудников больше напоминает консультацию, нежели приказы. 

Проектная

Временная структура, созданная для выполнения конкретной задачи, проекта в установленные сроки, например, строительство моста, запуск приложения. 

Матричная

Вариант наложения проектной структуры на функциональную. В такой структуре члены подчиняются руководителю проектов и руководителю постоянного функционального отделения. Но перекрытие из вертикальных и горизонтальных полномочий привносит определенную сложность в жизнедеятельность такой структуры.

ОБУЧЮЩИЕ

Особняком стоят обучающие организации, в которых "кирпичиками" процесса являются не функциональные отделы, а рабочие потоки и стержневые процессы. 

НОВЫЕ

Это новейшие прогрессивные структуры, одной из самых популярных является сетевая, известные всем "сетевики". В которой множество основных функций (бухгалтерия, перевозки, логистика, дистрибуция) перепоручено независимым контрагентам. Сама же организация занимается лишь всеобщей координацией

Как мы уже выяснили, видов организационных структур великое множество и, конечно, не существует идеальной структуры. Поэтому особую важность получает интеграция структур, что при грамотной реализации в разы повышает потенциальную эффективность предприятия. 

Помимо совмещения уже известных структур возможно проектированиесвоей структуры для каждого конкретногопредприятия. Оно основывается на доскональном изучении плюсом и минусов уже известных структур, вычленение из них подходящих характеристик под особенности и специфику отдельного бизнеса. В идеале - проектировать "с запасом" - то есть учитывать будущие изменения в компании и в окружающей среде. 

Структура компании должна:

- соответствовать стратегии (целикомпании в долгосрочной и краткосрочной перспективах);

- отражать внешнюю среду (стабильная/нестабильная среда; особенности целевой аудитории);

- соответствовать производственной технологии (массовое/мелкосерийное/непрерывное производство);

- следовать за рабочим потоком (грамотная координация отделов).

И, конечно, любую стратегию надо оценивать на эффективность по трем видам показателей:

1. Показатели эффективности систем управления (объем, прибыль, себестоимость, капитальные вложения);

2.   Показатели содержания и организации процесса управления (расходы на основные средства и аппарат управления, подготовка кадров, расходы на исследования);
3. Показатели рациональности организационной структуры (уровень централизации и специализации, сбалансированность).

Наряду с основными показателями не стоит так же забывать о таких косвенных критериях как:

- быстрота получения и обработки информации;

- использование IT;

- существование корпоративной культуры. 

Главное, помнить, что структура - это "канва" любой компании, на которую уже накладываются все остальные факторы, и в соответствии с которой идет четко направленный процесс. Правильно выбранная или составленная структура – залог успешного и эффективного бизнеса!


Комментарии

Добавить комментарий





Сколько будет 1+7?



Проверить